среда, 13 августа 2014 г.

Сценическая речь.

Здравствуйте!!!!!!!!
«… я понял, что многие из прежних моих приёмов игры или недостатков –
напряжение тела, отсутствие выдержки, наигрыш, условности, тик, трюки,
голосовые фиоритуры, актёрский пафос—появляются очень часто потому,
что я не владею речью, которая одна может дать то, что мне нужно, и
выразить то, что живёт внутри. Почувствовать так ярко на самом себе
настоящее значение в нашем искусстве красивой и благородной речи как
одного из могучих средств сценического выражения и воздействия, я в
первую минуту возрадовался. Но когда я попробовал облагородить свою
речь, я понял и испугался вставшей передо мной проблемой. Вот когда я
до конца понял, что мы не только на сцене, но и в жизни говорим, пошло
и безграмотно; что уметь просто и красиво говорить—целая наука, у
которой должны быть свои законы».
   К.С.Станиславский. Моя жизнь в искусстве.
                                                       Стр.379.
Хорошая речь слаще мёда.

Методика работы над голосом, дыханием, дикцией нуждается в постоянной
проверке, обновлении, развитии в соответствии с достижениями
режиссёрской и актёрской практики, на основе изучений в области
лингвистики, фониатрии, психологии, физиологии. Особое внимание надо
уделять углублению методов работы над словом.

Внутренняя актёрская техника, метод воспитания профессионального
мастерства, разработанные К.С.Станиславским и В.Немировичем-Данченко,
являются той необходимой школой, на основе которой организуется, и
воспитывается сценическая речь и наоборот.
Сценическая речь—одно из основных средств театрального воплощения
драматического произведения путём произношения текста роли.
К.С.Станиславский в разработанной им системе работы актёра над собой и
над ролью обобщил творческий опыт русского и мирового театра, он
постоянно искал приёмы, помогающие актёру достигнуть мастерства
сценической речи.
«Говорить—значит действовать, -- утверждал Станиславский. – Я хочу
особенно обратить внимание на занятия дикцией, голосом, ритмом,
движением, пластикой».
Культура сценической речи—одна из важных проблем в актёрском
искусстве.
Речь сейчас наиболее слабое звено в технике актёра. Неверное
построение фраз, комканье текста, проглатывание концов слов, невнятная
дикция и т.п. Всё это иногда выдают за новую манеру актёрской игры. А
ведь хорошо поставленный голос, ясная дикция, Знание языка и его
законов только помогают актёрам на сцене. И наоборот, дефекты голоса и
произношения, нарушение законов логической речи—мешают.
Совершенствование физических данных раскрепощает и психику актёра.
Дефекты речи, так же как и недостатки зрения, слуха, приводят к
нарушению органики. Взаимосвязь физического и психического особенно
появляется в процессе речи.

Сегодня я напишу о Методике исправления речевых недостатков
Дислалии. Недостатки произношения отдельных звуков и приёмы их
постановки:


Дислалия является одним из наиболее распространенных дефектов
произношения, которые чаще встречаются у детей школьного возраста. У
взрослых недостатки произношения занимают не более 2-3%.
Выделяют две основные формы дислалий:
\\\ функциональная (к ней относятся дефекты, воспроизводящие звуков
  речи (фонем) при отсутствии органичных нарушений в строении
  артикуляционного аппарата).
\\\ механическая или органическая (связана с врождёнными пороками
аппарата речи, либо выражается в недостаточности отдельных мышечных
групп (языка, мягкого нёба, губ)).

Основной целью методики воздействия при дислалии является формирование
умений и навыков правильного произведения звуков речи. Сроки
преодоления недостатков произношения зависят от следующих факторов:
 . степени сложности дефекта
 . индивидуально-возрастных особенностей человека
 . регулярности занятий
При дислалии нет необходимости в обилии упражнений для органов
артикуляции, в результате которых окажутся сформированными необходимые
движения.
Вот несколько упражнений для органов
артикуляции
Упражнения для губ.
1) Углы рта слегка оттянуты, видны передние зубы, объём движения, как
   при артикуляции звука И.
2) Губы нейтральны, как при произношении звука А.
3) Губы округлены, как при  О и У.
4) Чередование движений от звука А к И, от А к У и обратно.
5) Плавный переход от звука И к А, от А к О, от О к У и обратно.
6) Артикулирование ряда с плавным переходом: И—А—О—У  и обратно.
Упражнения для языка.
1) Кончик языка упереть в нижние резцы при оттянутых углах рта. Спинка
   языка выгнута в направлении к верхним резцам.
2) Кончик и передняя часть спинки языка подняты к аквеолам («язык
   ложечкой»). Упражнение предназначено для произнесения звуков, при
   артикуляции, которой средняя часть спинки языка прогибается, а
   передняя часть и корень языка слегка подняты.
Движения нижней челюсти.
1) С механической помощью: движения рукой вправо—влево, вверх—вниз.
2) Активные движения—открывание и закрывание рта; щёлкание зубами,
   удержание рта открытым под счёт. (Все упражнения производятся перед
   зеркалом).
Упражнения для развития движения губ.
1) Вытягивание сомкнутых губ хоботком.
2) Вытягивание губ—растягивание их в улыбку при раскрытых челюстях.
3) Вытягивание верхней губы вместе с языком (язык толкает верхнюю
   губу).
4) Втягивание губ внутрь рта, с плотным прижатием к зубам.
5) Прикусывание нижней губы верхними зубами.
6) Вытягивание верхней губы за нижнюю.
7) Вращательные движения губ, вытянутых хоботком.

Все артикуляционные упражнения выполняются под счёт или ритмичную
музыку

Звук р.


Мягкий звук Р отличается от твёрдого, тем, что при его артикулировании
средняя часть спинки языка поднимается к твёрдому нёбу, кончик языка
находится несколько ниже, чем при Р, задняя часть спинки языка вместе
с корнем продвинута вперёд.
Приёмы постановки звука.
Наиболее распространённым приёмом является постановка звука Р и Д,
повторяющегося на одном выдохе: ДДДД, ДДДДД…
Применяют чередующееся произношение звуков Т и Д в сочетании ТД, ТД
или ТДД, ТДД в быстром темпе, ритмично.
При постановке мягкого Р применяются слоги ЗИ, ЗЕ, ЗА, ЗЯ, ЗУ,ЗЮ.
Полезны для выработки вибрации произнесение Д вместо фонемы Р в словах
с сочетаниями ТР или ДР в начале (тдава, ддова, тдусы, ддозд, ддуг).
 Использование текстов в работе над звуками.
Не стучите в эти двери
Спят уже наверно звери
Если будите стучать—
Звери могут зарычать
Р-р-р-р-р-р-р…

Прилетели какаду
-Что имели вы в виду?
-Рразорву и ррастеррзаю
 Ррразнесу и рраскидаю
 Рраспугаю всех подрряд
 Вот тогда я буду рррад! (3-4 повтора).

Приготовила Лариса
Для Бориса суп из риса
А Борис Ларису
Угостил ирисом.

Утром присев на зелёном пригорке
Учат сороки скороговорки:
Кар-р-р тошка
               тонка
               ета
               туз
            низ
              андаш
                амель
                апуз.
Сороку поймать морока
А сорок сорок—сорок морок.

Звук л.

Приёмы постановки звука Л.
Предлагают слегка раскрыть рот и произнести сочетание ЫА. При  этом
Ы произносится кратко, с напряжением органов артикуляции. В этот
момент чётко слышится сочетание ЛА.
Перед зеркалом, свободно высунуть язык и зажать его между зубами, а
затем не меняя положения языка, произнести протяжно А или Ы. При
этом положении получается протяжное Л.

Использование стихотворных текстов в работе над звуком Л и Р.
Из кустов кричит Марина:
«Здесь в лесочке есть малина!»
И сестрёнка её Лада
Урожаю очень рада.

Летним утром повар Пров
Нам готовил вкусный плов.
Повар плов тот стал солить
Солью по полу сорить.
Возле плова, посерёдке
Пров поставил по селёдке.
За столом был полный лад
Каждый завтраку был рад.

На мели мы лениво налима ловили
И меняли налима вы мне на линя
О любви ни меня ли вы мило молили
И в туманы Лимана манили меня?

Не видели ли Лилию?
Лидию не видели?
Полили ли вы лилию?
Полили мы лилию.

Либретто—ригаллетто.


Если это интересно, пишите в комментариях, напишу и для других букв упражнения. 
Всем спасибо!!!!!!!!!!!!

Говорит, как пописанному.

Комментариев нет:

Отправить комментарий